Помогаем учить: играем вместе с логопедом

Дошкольники в возрасте 5–7 лет уже много и хорошо говорят. Обычно в их речи остается всего несколько «неправильных» звуков. Иногда дети такого возраста еще продолжают коверкать окончания («пять машинов»), образуют странные прилагательные («котиный корм») или неправильно называют детенышей животных («лошаденок», «овченок», «куренок»). Взрослым такие ошибки кажутся забавными, но при этом вызывают опасения: не возникнут ли у ребенка сложности с чтением и письмом в первом классе?

Серия «Играем вместе с логопедом» — это комплект наглядных пособий для учителей-дефектологов, воспитателей, а также для родителей, которые хотят самостоятельно заниматься с ребенком и расширить его словарный запас.
Педагоги-дефектологи, работающие в пунктах коррекционно-педагогической помощи, могут использовать пособия серии для индивидуальных и групповых занятий с детьми.
Воспитатели обычных групп могут заниматься с детьми по книгам серии «Играем вместе с логопедом», чтобы исправить незначительные нарушения речи или поработать с ребенком, который болел и пропустил занятие.
Родители могут использовать эти пособия для работы с дошкольником дома. Издания помогут шаг за шагом проработать важные темы и подготовить ребенка к школе.

Помогаем учить: играем вместе с логопедом

Расскажем подробнее о преимуществах пособий серии «Играем вместе с логопедом».

1. Гриф Министерства образования

Пособия серии имеют гриф «Рекомендовано научно-методическим учреждением “Национальный институт образования” Министерства образования Республики Беларусь».
Наличие грифа означает, что книги проверены и одобрены методистами и опытными дефектологами. Пособия можно использовать на занятиях в детских садах: в коррекционных пунктах, в специализированных логопедических группах, а также в обычных группах — для общего развития детей. Авторы также рекомендуют эту серию для индивидуальной работы с ребенком — со специалистом или дома с мамой.

2. Опытные авторы

Пособия созданы ведущими специалистами в области логопедии и инклюзивного образования. Юлия Николаевна Кислякова — декан факультета управления и профессионального развития педагогов в БГПУ, авторитетный специалист в сфере логопедии. Марина Владимировна Былино читает лекции для будущих логопедов, а также повышает квалификацию дефектологов.
У авторов большой опыт работы с детьми. Они начинали карьеру учителями-логопедами, искали и апробировали новые методики работы с разными нарушениями речи. Серия «Играем вместе с логопедом» объединила лучшие разработки авторов и их многолетний опыт.

3. Понятная методика

Работать с пособиями серии просто и удобно. Формулировки заданий подробные и понятные. Ко всем картинкам даны инструкции и указаны вопросы, которые нужно задать ребенку. Рядом с заданиями представлен пример ответа, на который взрослый может ориентироваться.
Простую методику оценят начинающие логопеды и обычные родители без специального образования, которые хотят заниматься с детьми дома. Опираясь на ответы, мама будет контролировать, правильно ли ребенок выполнил задание. Например, в теме «Фрукты» есть изображения с яблоком и стаканом сока того же цвета. Глядя на картинку, дошкольник может сказать: «Сок из яблок». А ответ в пособии подсказывает: нужно добиться того, чтобы ребенок сформулировал правильное прилагательное: «Сок яблочный».

4. Достаточный объем материала

Серия «Играем вместе с логопедом» охватывает полный годовой курс работы с детьми 5–7 лет.
Основа серии — 2 больших наглядных пособия «Развитие речи: лексика и грамматика». Логопеды называют их «учебниками». Эти издания охватывают все 32 темы из учебной программы: материала для работы хватит на весь учебный год.
Дополнительно в серию входят 6 наглядных пособий «Развитие речи в играх и упражнениях». Специалисты за удобство называют их «рабочими тетрадями». Здесь много индивидуальных заданий, которые нужно выполнять карандашом или фломастером.
Один из вариантов работы с комплексом: логопед занимается с детьми в группе по большим наглядным пособиям, а дома дети вместе с родителями закрепляют материал, отрабатывая его в тонких «рабочих тетрадях».

5. Разнообразие заданий

Занимательные упражнения помогут закрепить речевые навыки ребенка, расширить его представления об окружающем мире. Дети научатся сравнивать предметы, выделять существенные признаки, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. В заданиях встречаются чистоговорки, скороговорки и стихотворения, которые помогут проработать особенности произношения отдельных звуков.
В пособиях можно и нужно рисовать. Дети будут обводить предметы по контуру, штриховать, раскрашивать, соединять и зачеркивать.
Начинающие логопеды и родители откроют для себя новые варианты работы, например использование одной иллюстрации для множества игр и заданий: «назови предмет ласково», «скажи наоборот», «закончи рассказ», «выбери, где правильно», «расскажи по картинкам» и др.

6. Красочное оформление

Пособия серии оформлены художниками. Иллюстрации добрые, приятные и при этом сохраняют реалистичность. Логопеды отмечают, что детям легче работать с изображениями, которые похожи на настоящие предметы. Так у детей формируется правильное представление о тех вещах, с которыми они еще не сталкивались. Например, не в каждой современной квартире есть сервант, а реалистичная картинка в книге поможет ребенку получить правильное представление о том, как он выглядит.

7. Признание специалистов

Издания серии «Играем вместе с логопедом» получили награду в номинации «Учебник нового века» на национальном конкурсе «Искусство книги».
Издательство «Аверсэв» регулярно получает положительные отзывы на пособия этой серии как от специалистов, так и от родителей. Серию рекомендуют на курсах и в блогах авторитетные белорусские логопеды. Книги помогают детям сделать речь более правильной, а еще — отлично подготовиться к школе.

Учителя первых классов отмечают, что самые подготовленные к школе дети — те, с которыми занимались по логопедическим методикам. Занятия по учебным пособиям серии «Играем вместе с логопедом» пополняют словарный запас детей, закрепляют навыки правильного словообразования, расширяют кругозор, формируют умения группировать предметы по признакам, составлять рассказ по картинке и многое другое.

Главное для взрослых во время занятий — поддерживать доброжелательную атмосферу и создавать ситуации успеха: хвалить ребенка за любое достижение и побуждать его к выполнению заданий. Так удовольствие от совместных занятий получат все участники.