«Математическая радуга»: как сделать серьёзную науку интересной и занимательной

Задумывались ли вы, почему в начальной школе большинство учащихся в числе любимых предметов называют математику, а спустя несколько лет ситуация меняется? И можно ли сделать так, чтобы математика как школьный предмет стала для детей более понятной и занимательной? Ответы на эти вопросы нашла Светлана Ивановна Гин, наш автор, учитель начальных классов квалификационной категории «учитель-методист», кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и частных методик Гомельского областного института развития образования, отличник образования Республики Беларусь, лауреат премии специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Как считает Светлана Ивановна, младшие школьники часто выбирают математику в качестве любимого предмета по внешним, формальным признакам. «Там меньше надо писать», – говорят они. Плюс содержание самого предмета, особенно в 1 и 2 классах, во многом опирается на дошкольную подготовку (навыки счета, решение примеров с помощью «десятипальцевого» калькулятора, решение задач на наглядно-действенном уровне). А потом математика становится более серьезной, когда ведущим навыком оказывается понимание, а не запоминание. Таблицу умножения можно выучить назубок, но уже при умножении двузначных чисел – не говоря о более трудных случаях – надо владеть алгоритмом вычислений, без знания которого таблица окажется почти бесполезной.

Но ведь математика не сводится к вычислениям. Это именно та наука, которая «ум в порядок приводит» (М. В. Ломоносов). И она может быть веселой и занимательной! Чтобы в этом убедиться, автор предлагает учителям начальной школы организовать факультативные занятия по пособиям серии «Математическая радуга».

#BOOK_1##BOOK_2##BOOK_3##BOOK_4#

«Радуга» потому, что содержание занятий включает в себя семь основных направлений: цифры и числа, арифметические действия, геометрический материал, текстовые задачи, логические задачи, олимпиадные задания, математическую мозаику (в нее входят занимательные задачи, математические игры и рубрика «Это интересно»).

Если говорить о математических операциях, которые охватывает факультатив, то их четыре. В каждой четверти дети будут вычислять и моделировать, исследовать и преобразовывать всевозможные математические объекты. В первом классе школьники с этими операциями только знакомятся, во втором – осваивают, на третий год – развивают полученные навыки, а на четвертый – совершенствуют их.

Одна из отличительных особенностей факультатива – темы, имеющие ярко выраженную новизну. В первом классе это «Счетные палочки Кюизенера» и «В мире больших чисел», во втором – «Системы счисления» и «Графы», в третьем – «Взаимное расположение двух прямых», «Объемные фигуры», «Развертки», в четвертом – «Координатный луч», «Координатная плоскость», «Парадоксы и  софизмы», «Осевая симметрия», «Паркеты и мозаики», «Округление чисел», «Решето Эратосфена», «Числа Фибоначчи», «Треугольник Паскаля».

«Математическая радуга»: как сделать серьёзную науку интересной и занимательной

Кроме того, на протяжении всего периода обучения школьники осваивают развивающие игры Б. П. Никитина (российский педагог, один из основоположников методики раннего развития), знакомятся с геометрическими иллюзиями, учатся решать задачи со спичками и математические головоломки. Все эти темы даны на уровне, который соответствует психолого-возрастным особенностям детей, и очень подробно раскрыты в пособиях для учителей.

Традиционным темам тоже нашлось место в программе факультатива, но их подача отличается от той, которая обычно применяется на уроке. Для выполнения арифметических вычислений предлагаются различные способы, чтобы дети могли определить наиболее рациональный. При работе с текстовыми задачами главным является не решение однотипных заданий, а умение моделировать и обобщать, использовать схемы и даже алгебраические способы решения.

Для повышения работоспособности школьников в каждом занятии предусмотрены две переменки: в первой проводится дидактическая игра на развитие внимания или памяти, а во второй даны упражнения зрительной или дыхательной гимнастики, задания для развития мелкой моторики или координации движений. Сюжеты переменок органично связаны с темой занятия, а методика их проведения описана в пособиях для учителей.

Дополнительные материалы к пособиям можно скачать в приложении Aversev Media.

#BOOK_5##BOOK_6##BOOK_7##BOOK_8#

«Математическая радуга»: как сделать серьёзную науку интересной и занимательной

Нужно отметить, что темы для подготовки к олимпиадам отдельно не выделяются. Авторы считают, что участник олимпиады – это не тот ученик, который добросовестно изучил множество типов нестандартных задач. Ведь что он будет делать, если встретит задачу, которую «не проходили»? Олимпиадник – это тот школьник, у которого сформированы логическое мышление и пространственное воображение, а также умение видеть несколько вариантов и критично оценивать свою работу. И тот факт, что дети, которые прошли обучение по «Математической радуге», неоднократно получали дипломы победителей олимпиад, говорит сам за себя.

Занятия факультатива выстроены методично – от простого к сложному, от выполнения заданий по образцу до творческих, когда ученик от незнания или простых бытовых представлений к концу урока поднимается до значительных высот. «Математическая радуга» создана для того, чтобы действительно научить детей. Пусть это делается в занимательной форме, но образовательная цель занятий будет достигнута.

Учителя иногда говорят о том, что к занятиям по «Математической радуге» надо специально готовиться: не получится провести факультатив, просто раздав тетради и наблюдая, как школьники будут самостоятельно что-то в них делать. Но если педагоги хотят видеть творческих, умных учеников, которые осознали, что математика – это очень интересно и что она гораздо шире и глубже школьного учебника, то им самим нужно стать ярким примером для детей.

А вы как считаете?
Раз, два, три – скорее «Радугу» бери!