«Математическая радуга»: как сделать серьёзную науку интересной и занимательной

Задумывались ли вы, почему в начальной школе большинство учащихся в числе любимых предметов называют математику, а спустя несколько лет ситуация меняется? И можно ли сделать так, чтобы математика как школьный предмет стала для детей более понятной и занимательной? Ответы на эти вопросы нашла Светлана Ивановна Гин, наш автор, учитель начальных классов квалификационной категории «учитель-методист», кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и частных методик Гомельского областного института развития образования, отличник образования Республики Беларусь, лауреат премии специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Как считает Светлана Ивановна, младшие школьники часто выбирают математику в качестве любимого предмета по внешним, формальным признакам. «Там меньше надо писать», – говорят они. Плюс содержание самого предмета, особенно в 1 и 2 классах, во многом опирается на дошкольную подготовку (навыки счета, решение примеров с помощью «десятипальцевого» калькулятора, решение задач на наглядно-действенном уровне). А потом математика становится более серьезной, когда ведущим навыком оказывается понимание, а не запоминание. Таблицу умножения можно выучить назубок, но уже при умножении двузначных чисел – не говоря о более трудных случаях – надо владеть алгоритмом вычислений, без знания которого таблица окажется почти бесполезной.

Но ведь математика не сводится к вычислениям. Это именно та наука, которая «ум в порядок приводит» (М. В. Ломоносов). И она может быть веселой и занимательной! Чтобы в этом убедиться, автор предлагает учителям начальной школы организовать факультативные занятия по пособиям серии «Математическая радуга».

#BOOK_1##BOOK_2##BOOK_3##BOOK_4#

«Радуга» потому, что содержание занятий включает в себя семь основных направлений: цифры и числа, арифметические действия, геометрический материал, текстовые задачи, логические задачи, олимпиадные задания, математическую мозаику (в нее входят занимательные задачи, математические игры и рубрика «Это интересно»).

Если говорить о математических операциях, которые охватывает факультатив, то их четыре. В каждой четверти дети будут вычислять и моделировать, исследовать и преобразовывать всевозможные математические объекты. В первом классе школьники с этими операциями только знакомятся, во втором – осваивают, на третий год – развивают полученные навыки, а на четвертый – совершенствуют их.

Одна из отличительных особенностей факультатива – темы, имеющие ярко выраженную новизну. В первом классе это «Счетные палочки Кюизенера» и «В мире больших чисел», во втором – «Системы счисления» и «Графы», в третьем – «Взаимное расположение двух прямых», «Объемные фигуры», «Развертки», в четвертом – «Координатный луч», «Координатная плоскость», «Парадоксы и  софизмы», «Осевая симметрия», «Паркеты и мозаики», «Округление чисел», «Решето Эратосфена», «Числа Фибоначчи», «Треугольник Паскаля».

Кроме того, на протяжении всего периода обучения школьники осваивают развивающие игры Б. П. Никитина (российский педагог, один из основоположников методики раннего развития), знакомятся с геометрическими иллюзиями, учатся решать задачи со спичками и математические головоломки. Все эти темы даны на уровне, который соответствует психолого-возрастным особенностям детей, и очень подробно раскрыты в пособиях для учителей.

Традиционным темам тоже нашлось место в программе факультатива, но их подача отличается от той, которая обычно применяется на уроке. Для выполнения арифметических вычислений предлагаются различные способы, чтобы дети могли определить наиболее рациональный. При работе с текстовыми задачами главным является не решение однотипных заданий, а умение моделировать и обобщать, использовать схемы и даже алгебраические способы решения.

Для повышения работоспособности школьников в каждом занятии предусмотрены две переменки: в первой проводится дидактическая игра на развитие внимания или памяти, а во второй даны упражнения зрительной или дыхательной гимнастики, задания для развития мелкой моторики или координации движений. Сюжеты переменок органично связаны с темой занятия, а методика их проведения описана в пособиях для учителей.

Дополнительные материалы к пособиям можно скачать в приложении Aversev Media.

#BOOK_5##BOOK_6##BOOK_7##BOOK_8#

Нужно отметить, что темы для подготовки к олимпиадам отдельно не выделяются. Авторы считают, что участник олимпиады – это не тот ученик, который добросовестно изучил множество типов нестандартных задач. Ведь что он будет делать, если встретит задачу, которую «не проходили»? Олимпиадник – это тот школьник, у которого сформированы логическое мышление и пространственное воображение, а также умение видеть несколько вариантов и критично оценивать свою работу. И тот факт, что дети, которые прошли обучение по «Математической радуге», неоднократно получали дипломы победителей олимпиад, говорит сам за себя.

Занятия факультатива выстроены методично – от простого к сложному, от выполнения заданий по образцу до творческих, когда ученик от незнания или простых бытовых представлений к концу урока поднимается до значительных высот. «Математическая радуга» создана для того, чтобы действительно научить детей. Пусть это делается в занимательной форме, но образовательная цель занятий будет достигнута.

Учителя иногда говорят о том, что к занятиям по «Математической радуге» надо специально готовиться: не получится провести факультатив, просто раздав тетради и наблюдая, как школьники будут самостоятельно что-то в них делать. Но если педагоги хотят видеть творческих, умных учеников, которые осознали, что математика – это очень интересно и что она гораздо шире и глубже школьного учебника, то им самим нужно стать ярким примером для детей.

А вы как считаете?
Раз, два, три – скорее «Радугу» бери!