10 советов от опытного педагога: как сделать урок трудового обучения интересным и полезным

Если на уроках трудового обучения дети не проявляют большого интереса к творчеству…
Если ваши ученики не всегда помнят, что нужно принести материалы и инструменты…
Если школьники вместо урока трудового обучения просят провести урок математики или чтения…
…это сигнал: нужно что-то менять.

Предлагаем вашему вниманию 10 лайфхаков, которые помогут сделать уроки яркими, веселыми и необычными. Своими советами поделился автор учебно-методических комплексов по трудовому обучению для 1–4 классов Михаил Викентьевич Кудейко. Все представленные ниже идеи нашли воплощение в пособиях автора. Итак, его советы:

1. ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ КОМПЛЕКСОМ ПОСОБИЙ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ – планами-конспектами, тетрадями творческих работ, альбомами заданий, журналами учета знаний на безотметочной основе. Учителю ничего не нужно создавать и изобретать, достаточно воспользоваться уже существующими наработками:

Трудовое обучение. Учебно-методические комплексы для 1–4 классов

2. ЖИВИТЕ ИНТЕРЕСАМИ СВОИХ УЧЕНИКОВ. Если хотите, чтобы поделки, которые вы предлагаете смастерить детям, вызывали у них интерес и восторг, полюбопытствуйте – чем они увлекаются, какие книги читают, какие мультфильмы смотрят. Вся эта информация поможет вам сориентироваться в выборе темы урока и вида создаваемого изделия. Поверьте, современные дети будут с бо́льшим удовольствием делать из подручных материалов фиксиков, чем мастерить зайчиков и белочек. Или станут конструировать замок для вампиров, а не создавать его для Синей Бороды. Вот примеры заданий, которые могут заинтересовать детей:

1 класс. Моделирование из природного материала по замыслу учащихся. Сказочный человечек.
2 класс. Моделирование из объемных форм природного материала. Превращение в эльфа.
3 класс. Моделирование карнавального костюма. Шляпа корсара.
4 класс. Моделирование объемных изделий призматической формы из картона. Робот Рома.

10 советов от опытного педагога: как сделать урок трудового обучения интересным и полезным

3. ПРОВОДИТЕ УРОКИ СВОБОДНОГО ТВОРЧЕСТВА. На этих уроках создается среда, которая помогает школьникам проявить фантазию и реализовать конструкторские способности. Свободное творчество дает детям возможность самореализоваться. Важно помнить: ребенок может реализовать себя тогда, когда учитываются интересы и возможности его личности, стимулируется проявление активности и гарантируется успешность. Как это осуществить на уроке? Используйте задачи открытого типа. У такой задачи нет одного ответа – их много, и все они правильные. Примеры творческих задач:

1 класс. Создай сюжетную аппликацию «Путешествие по суше, воде и воздуху».
2 класс. Создай из бумажного стаканчика необычный образ – копилку «Кто спрятался в стаканчике».
3 класс. Придумай и создай из подручных материалов свой экспонат для музея аэронавтики.
4 класс. Создай образ птицы счастья в технике вытинанки.

4. ПРОВОДИТЕ УРОКИ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА. Они получатся интересными и полезными. У школьников будет возможность совершенствовать свои коммуникативные, творческие и изобретательские способности. Результатом коллективного творчества станут совместные композиции, которые украсят интерьер класса или школы. Существует несколько форм коллективного творчества: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая и совместно-распределительная. Используйте их на уроках для совместного воплощения творческих задач. Примерные темы:

1 класс. Отличный улов (совместно-индивидуальная форма).
2 класс. Новогодняя гирлянда (совместно-последовательная форма).
3 класс. Игрушка-мобиль «Под облаками» (совместно-взаимодействующая форма).
4 класс. Межгалактический автосалон: создание космических конструкций из подручного материала (совместно-распределительная форма).

5. ОРГАНИЗУЙТЕ УРОКИ-ПРОЕКТЫ. Они помогут школьникам продемонстрировать умение самостоятельно работать над изготовлением изделия. Дети научатся ставить перед собой творческие цели, планировать их реализацию, создавать продукт и презентовать его. Проекты могут быть творческими (основаны на работе по представлению) и репродуктивными (обеспечивают работу по заданному алгоритму). Реализовать их можно как на одном уроке (краткосрочные), так и на нескольких уроках (долгосрочные). Долгосрочность проекта зависит от того, насколько трудоемок процесс создания изделия. Примерные темы:

1 класс. У меня живет ежик (краткосрочный проект).
2 класс. Страна птиц (краткосрочный проект).
3 класс. Настольная игра «Лабиринт» (долгосрочный проект).
4 класс. Лоскутный натюрморт (долгосрочный проект).

6. ПРИМЕНЯЙТЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ. С их помощью образовательный процесс станет необычным по форме и содержанию. Нетрадиционные уроки впечатляют своей идейностью, «сюрпризностью». Полезно и важно проводить такие занятия на этапах обобщения учебного материала или демонстрации результатов учебной деятельности. Формы итоговых уроков могут быть разными: фестивали, конкурсы, выставки, ярмарки, мастер-классы и др. Например:

1 класс. Фестиваль творчества «Я и мир технологий».
2 класс. Фестиваль божьих коровок.
3 класс. Ярмарка игр и игрушек.
4 класс. Фестиваль коллективного мастерства «Арт-проект».

10 советов от опытного педагога: как сделать урок трудового обучения интересным и полезным

7. ОРГАНИЗУЙТЕ УРОКИ-ИССЛЕДОВАНИЯ. Они ориентируют школьников на собственные открытия, а не на получение знаний в готовом виде. Дети самостоятельно либо под руководством педагога изучают особенности материалов, технологию использования инструментов или структуру создаваемых объектов. Полученную информацию школьники смогут использовать в самостоятельной творческой деятельности. Знания становятся более прочными, а уроки – более интересными и эффективными. Примерные темы таких уроков:

1 класс. Сувенир из засушенных листьев. Шуршунчик.
2 класс. Искусство соломоплетения. Декоративная кисточка.
3 класс. Моделирование из деревянных деталей. Катапульта.
4 класс. Основы технологии обработки проволоки. Проволочная скульптура.

8. ИСПОЛЬЗУЙТЕ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ, которые помогает детям развивать конструкторские, изобретательские и исполнительские способности. Это может быть конструирование по образцу, по модели, на основе каркаса, по простейшим чертежам и схемам, по условиям, по замыслу, по теме. Например:

1 класс. Моделирование из ниток. Моя лошадка (конструирование по образцу).
2 класс. Моделирование объемных форм из бумаги. Огнедышащий дракон (конструирование по модели).
3 класс. Моделирование в технике оригами. Ветрячок (конструирование по простейшим чертежам и схемам).
4 класс. Конструирование из готовых форм природного материала по собственному замыслу. Творческий проект «Мифические герои сказок и легенд Беларуси» (конструирование по теме).

9. ПРИМЕНЯЙТЕ КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ ДЕТСКИХ РАБОТ. Если у вас возникают проблемы с контрольно-оценочной деятельностью, а ученики не всегда довольны оценкой своих работ, используйте четкие критерии. Очень важно, чтобы они были:

  • • доступными (выражены на понятном для младших школьников языке);
  • • конкретными (отражают очевидный результат);
  • • актуальными (касаются знаний, умений, навыков по теме);
  • • наглядными (находятся перед глазами учеников).

Попробуйте использовать критерии в учебном процессе, и вы увидите, что творческая деятельность детей стала более успешной, а процесс оценки работ – простым и доступным. Пример использования критериев:

4 класс. Моделирование объемных изделий из бумаги. Новогодняя открытка-сюрприз.

Критерии:
1. Соблюдение культуры труда.
2. Точность разметки циркулем.
3. Аккуратность линий реза.
4. Соблюдение алгоритма создания объема.
5. Наличие объемного шара внутри открытки.

10. ИСПОЛЬЗУЙТЕ МЕТОД РАПОРТИЧЕК. Он поможет вам превратить контрольно-оценочную деятельность в игру, где ученики с помощью критериев оценивают себя и друг друга. Рапортичка нужна, чтобы дети могли на уроке видеть собственную оценку своей работы и оценку друга или учителя. Так они смогут сравнить и осмыслить результаты. Помните, что адекватная самооценка формируется только на основе двух оценок: внутренней и внешней. О методике использования рапортичек можно прочитать, скачав по ссылке пособие «Трудовое обучение. 1 класс. Журнал учета знаний на безотметочной основе»: https://www.aversev.by/rus/katalog/nachalnaya-shkola/23884/

Воспользуйтесь советами автора, и уроки трудового обучения станут еще интереснее и полезнее. Увлекательных занятий и благодарных учеников!