Обучение через открытие, или что такое эвристическая сказка

Какой человек сегодня созвучен миру? Человек думающий, сравнивающий, умеющий создавать, принимать нестандартные решения. Стремительно меняющаяся действительность подводит нас к пониманию: необходимо формировать у детей креативность с раннего возраста и поддерживать ее на протяжении всего периода взросления.

Однако когда мы просто читаем с детьми книги, даже самые интересные и захватывающие, ребенок остается в пассивной позиции. Творчество же будет зарождаться там, где он начнет общаться с героями, задавать вопросы, выполнять задания, направленные на формирование личного мнения. В этом и заключается смысл прочтения (или проживания) эвристических сказок.

Книга «Эвристические сказки. Обучение через открытие. В поисках знаний сердца» из серии эвристических сказок про Лисенка авторов Андрея Дмитриевича Короля и Екатерины Анатольевны Бушмановой — это удивительное сочетание реальности и волшебства, которое позволяет ребенку совершать свои собственные открытия.

Каждая сказка в книге имеет ценностный компонент, ведь герои размышляют об актуальных и важных вопросах: дружбе, семейных отношениях, технологиях, компьютерных играх, современной школе и многом другом.

После прочтения каждой эвристической сказки ребенок отвечает на открытые вопросы и выполняет задания. Например, после сказки о важности дружбы представлены следующие вопросы и задания: «Чем, на твой взгляд, отличается команда от дружбы?», «Опиши своего лучшего друга. В чем вы похожи, а в чем — нет?», «Какой самый важный вопрос ты задавал своему другу? А что самое-самое важное ты мог бы ему сказать?», «Могут ли папа и мама быть твоими друзьями?». Это задания, которые учат ребенка рассуждать и смотреть на мир своими глазами.

В совокупности прочтение самой сказки и выполнение таких заданий дает многомерный образовательный результат. Здесь есть и формирование системы ценностей, и развитие эмоциональной сферы, креативности и критического мышления — всего того, что необходимо для становления успешной личности, готовой к вызовам современности.

Если обычная сказка — это путеводитель по жизни, который говорит ребенку, что такое плохо, а что такое хорошо, как поступать в тех или иных случаях, то в эвристической сказке ребенок сам открывает себя и мир вокруг. Содержание обычной сказки направлено на ученика, эвристическая сказка задает вектор самопознания.

Читать и обсуждать с детьми книгу сказок о новых приключениях Лисенка можно как дома, так и на уроках литературы в школе. Эвристические сказки позволяют учителю органично использовать игровые, творческие методы в процессе преподавания, решать коммуникативные дилеммы, содействовать развитию у учащихся фантазии, воображения, креативного мышления. Детям же они помогают учиться высказывать свою точку зрения и задавать вопросы.

Эвристическая сказка — это обучающая, полная открытий волшебная история. Это та матрица, с помощью которой ребенок может заглянуть вглубь себя, вести внутренний диалог. В то же время это привычная для ребенка среда, понятный ему язык, «говорение» на котором может принести удовольствие. В этом и будет отличие от выполнения обычных заданий, которые являются «взрослым» инструментом обучения.



up
Вход