Книги для чтения – источник знаний об окружающем мире

Почему солнце восходит на востоке, а заходит на западе? Когда на березе растут леденцы? Узнать обо всем этом можно из пособий «Человек и мир. Книга для чтения» для 1-3 классов и «Чалавек і свет. Мая Радзіма - Беларусь. Кніга для чытання» для 4 класса. Эти издания помогут детям расширить свои представления об окружающем мире, а главное – разовьют любознательность и научат искать и находить ответы на самые разные вопросы. Чем еще полезны книги для чтения? Об этом рассказали их авторы, Галина Владимировна и Сергей Анатольевич Трафимовы.


Книги для чтения – это не просто сборники занимательных рассказов. Это учебные книги, которые соответствуют тексту учебников по предмету «Человек и мир», расширяют и углубляют их содержание.

Во-первых, в учебниках есть вопросы, ответы на которые не приводятся в тексте параграфов, зато легко находятся на указанных страницах в книгах для чтения. Например, в учебнике для 1 класса детям задают вопрос: «Зачем весной скворцы и галки "катаются верхом" на коровах и лошадях?» Ответ школьники узнают из рассказа «Корова и галка» в книге для чтения.



Во-вторых, в этих пособиях можно найти дополнительный познавательный материал по теме урока. Многие учителя и родители хотели бы, чтобы дети чаще читали. В книгах собраны занимательные рассказы известных детских писателей Н. Сладкова, Ю. Дмитриева, Н. Осипова и других, которые помогут пробудить в учениках живой интерес к чтению. Все рассказы написаны доступным языком, чтобы дети захотели читать и узнавать новое, открывать неизвестные стороны знакомых явлений и объектов природы, наконец, просто изумляться!

В 1 классе, например, удивление и радость от познания нового вызывают рассказы «Зачем белке ядовитый мухомор?», «Почему заяц в снег не проваливается?», «О чем может рассказать снежный сугроб?». Во 2 классе дети узнают много интересного, прочитав «Есть ли на свете "живая вода"?», «Какой зверь самый хищный на свете?», «Почему мыло очищает от грязи?». В 3 классе учеников заинтригуют рассказы «Можно ли побывать внутри глобуса?», «Кто в озере без головы живет?», «Почему у жирафа длинная шея?», «Устает ли сердце человека?» и другие.

В книгах для чтения продумана система обучающих вопросов. На одни из них приводятся ответы в рассказах, на другие прямого, дословного ответа нет, зато есть подсказки. Отвечая на вопросы первого типа, дети будут учиться основному читательскому действию – находить в тексте явную информацию и делать простые умозаключения на ее основе. Для ответа на более сложные вопросы второго типа потребуется проявить самостоятельность мышления и рассуждения, установить связи, которые не высказаны прямо. Так у детей будет формироваться и развиваться читательская грамотность.

Например, первоклассникам в книге для чтения после рассказа «Что запасает на зиму медведь?» предлагается несколько вопросов. На два первых – «Какие запасы медведь устраивает себе на зиму?» и «Почему?» - ответы даны в тексте самого рассказа. На другие вопросы готовых ответов нет, дети должны немного подумать: «Можно ли ежа отнести к животным, о которых говорят "сам себе кладовая"?», «Как вы думаете, медведь, барсук и другие звери, которые спят всю зиму, к весне толстеют или худеют?» Учащиеся будут искать ответы и самостоятельно сделают шаг вперед в познании окружающего мира.

Книги для чтения – это не просто источник полезных знаний, расширяющий границы предмета «Человек и мир». Благодаря этим пособиям дети научатся правильно рассуждать, узнают, как работать с информацией, станут грамотными читателями.

up
Вход