Чистописание — навык из прошлого или тренажер для развития мозга?
Известно, что письмо — один из древнейших навыков человека наряду с устной речью. Сегодня бытует мнение, что с развитием современных технологий умение писать от руки становится ненужным, что достаточно уметь печатать буквы с помощью клавиатуры или диктовать в специальном приложении, которое автоматически создает печатный текст.
Однако существуют исследования, доказывающие, что именно процесс письма от руки активизирует уникальную комбинацию отделов мозга, способствует развитию высших психических функций, благоприятно влияет на ритм дыхания, способствует лучшему усвоению, осмыслению и запоминанию информации, что позволяет лучше воспроизводить ее. Одним словом, умение писать от руки — это важно.
Но правильно и красиво писать буквы получается не у всех. Причин «плохого» почерка много: неправильная посадка за столом, положение тетради, ручки во время письма. Часто основной причиной становится недостаточная сформированность зрительно-моторной координации, то есть согласованности движения рук под контролем зрения.
Понятно, что умения приобретаются и закрепляются в действии. Решать вопросы с почерком учащимся помогают различные прописи-тренажеры — отмечают авторы пособий «Чистописание. 1 класс. Пропись-тренажёр» и «Чистописание. 2 класс. Пропись-тренажёр» Фаина Владимировна Сушко и Екатерина Ромуальдовна Абражей.
Цель авторских пособий по чистописанию — закрепить умение писать правильно, а также предупредить и исправить часто возникающие у учащихся 1–2 классов ошибки в восприятии и запоминании написания букв и их сочетаний. Материал разработан в соответствии с последовательностью изучения букв на учебных занятиях.
Невозможно хорошо учиться, если относиться к учебе равнодушно, без интереса. В «Чистописании» все занятия построены так, чтобы у ученика формировалось положительное восприятие учебной деятельности и развивалась адекватная самооценка.
В прописи-тренажере для 1-го класса задания расположены от простого к сложному. Различные виды разлиновки, цветные метки-точки, стрелки, подсказки-образцы помогают ребенку ориентироваться на листе, в строке, соблюдать размер букв, правильно их соединять. Привычная для первоклассников разлиновка «в косую линейку» дополнена частой, шириной на одну букву, косой сеткой. Таким образом, каждая буква или элемент вписывается в отдельную клеточку, которая задает высоту, ширину и наклон. Работая с такой сеткой, ученик привыкает писать буквы аккуратно, не растягивать и не делать письмо излишне плотным.
Занимательные задания прописи-тренажера для 2-го класса помогают усовершенствовать умение правильно писать заглавные и строчные буквы, соединять их в слова. На каждой странице расположены задания на группы букв, наиболее часто искажаемых при письме. Также предлагаются упражнения для работы не только со словом, но и с предложением и текстом.
После выполнения всех заданий одного занятия следует рефлексия. Ребенок под косвенным руководством взрослого оценивает себя в игровой форме: закрашивает любимым цветом часть карандаша в соответствии с уровнем оценки. Веселый Карандашик помогает ученику проконтролировать и проанализировать свой усердный труд, почувствовать радость от достигнутого результата.
В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка рекомендуется проводить занятия продолжительностью 15–20 минут. При этом непосредственное письмо занимает не более 5 минут.
С пособиями по чистописанию можно заниматься и дома, а значит, у родителей появится лишний повод пообщаться с детьми и помочь им. Подарим умение писать красиво вместе!