Моделирование – первый шаг к успешному изучению математики

Изучение математики – это всегда вычисления и решение задач. Освоить эту науку детям помогают схемы, рисунки, таблицы, диаграммы – учебные модели разных видов. Чтобы младшие школьники научились самостоятельно строить модели задач, Галина Леонидовна Муравьева и Мария Анатольевна Урбан разработали новый учебно-методический комплекс по математике для 3 класса.

С 2021/2022 учебного года третьеклассники начнут заниматься по новому учебнику по математике. Основная идея, заложенная в создание этого пособия, – не только обучать математике с помощью моделирования, но и обучать моделированию через математику. Дети научатся рассуждать, понимать суть задачи и способов ее решения, причем станут применять эти навыки не только на уроках. Новые темы объясняются через визуальные, вербальные и математические модели. Кроме того, учащиеся будут строить модели самостоятельно.

Но в учебник нельзя включить задания, где школьник сможет вписать в модель новые элементы и зачеркнуть лишние. Поэтому вместе с учебным пособием авторы рекомендуют использовать новые издания: «Математика. 3 класс. Рабочая тетрадь (часть 1)» и «Математика. 3 класс. Рабочая тетрадь (часть 2)» (готовится к выпуску).

Материал в тетрадях удобно организован: один урок занимает одну страницу. К каждому уроку предлагается два или три задания – дополнительно к заданиям учебника. Их можно использовать, чтобы закрепить изученную тему или узнать, насколько хорошо дети усвоили материал урока. Будет полезным предлагать эти задания и для домашней работы.

Большое место в тетрадях отводится упражнениям по совершенствованию вычислительных навыков и умения решать текстовые задачи. В пособиях также много интересных заданий, которые помогут развить творческое мышление, а не просто научиться выполнять действия по определенному алгоритму. Например, детям предлагается восстановить или выбрать текст задачи, найти и исправить ошибки, изменить текст задачи в соответствии с условием (например, чтобы ответ получился больше или меньше). На всех уроках дети могут оценить себя с помощью «линейки самооценки».

В рабочих тетрадях предлагаются все виды заданий с учебными моделями: «соотнесите», «выберите», «дополните», «постройте», «измените». Есть в пособиях и комбинированные задания, где нужно, например, выбрать модель и дополнить ее недостающими элементами. Предлагаются и «обратные» задания, в которых нужно восстановить текст задачи по предложенным таблицам или схемам.

Авторы считают важным использовать на уроках математики и другие компоненты учебно-методического комплекса: тетради для самостоятельных и контрольных работ, тетрадь для стимулирующих занятий, специальное электронное средство обучения.

Пособия помогут проверить, насколько хорошо учащиеся усвоили материал. Тетрадь выпущена в двух вариантах: отдельным пособием – первый вариант, отдельным – второй. Пять заданий каждой работы расположены по степени увеличения их сложности. Для удобства учителя указан диапазон уроков, по которым предлагается самостоятельная работа.

В этой тетради учащиеся тоже используют учебные модели, но уже при поиске решения нестандартных задач. В пособии также указан диапазон уроков, к которым предлагаются задания.

Аналогичные учебно-методические комплексы разработаны для 1, 2 и 4 классов: рабочие тетради, тетради для самостоятельных и контрольных работ, пособия для стимулирующих занятий.

Кроме того, можно воспользоваться электронным средством обучения «Математика. 2–4 классы». Это интерактивные компьютерные модели и упражнения, которые размещены на сайте Национального института образования. С их помощью дети смогут увидеть изучаемые математические понятия в динамике.

Работая со всеми компонентами учебно-методического комплекса, дети лучше усвоят математические знания и умения, научатся самостоятельно строить модели для поиска решения задач, разовьют мышление, активность и инициативность. А главное – полюбят математику.


up
Вход