Увлекательное повторение: проводим каникулы с пользой

Нужно ли ребенку заниматься летом? Стоит ли садиться за книги и выполнять задания по тому или иному предмету? Этими вопросами задаются многие родители. Своим мнением поделилась Галина Михайловна Битно, педагог с большим опытом работы, автор пособий «Летнее путешествие во 2 класс. Задания для повторения» и «Летнее путешествие в 3 класс. Задания для повторения».

Как считает Галина Михайловна, летние занятия будут полезными — но только если не превращать их в обязанность. В своей практике педагог предлагала ученикам младших классов и читать понравившиеся книги из списка литературы, и вести мини-дневник летних каникул. Пробовала совсем не давать никаких заданий — пусть школьники отдыхают на здоровье! Да, дети набираются сил, а  что насчет сохранения знаний? Педагог проводит аналогию со спортом: пока тренируешься — есть результат. Тренировки необходимы. Но заниматься нужно с удовольствием! Именно поэтому Галина Михайловна взяла на вооружение тему летнего отдыха и в своих пособиях «Летнее путешествие во 2 класс. Задания для повторения» и «Летнее путешествие в 3 класс. Задания для повторения» предлагает не писать диктанты и решать задачи, а выполнять короткие задания — подчеркнуть, зачеркнуть, обвести или предложить свой вариант. В тетрадях не единожды нужно применить умение рассуждать, которое пригодится ребенку и в повседневной жизни.

Материал пособий представлен в виде рассказов, а не отдельных заданий. Так, издание «Летнее путешествие во 2 класс. Задания для повторения» повествует о путешествии ребят-одноклассников по Беларуси. Конечно, путешествовали они не самостоятельно, а в сопровождении учителя и родителей. Сколько нового ребята узнали! Заодно приходилось блеснуть знаниями, усвоенными за прошедший год, проявить смекалку и сообразительность в отдельных игровых заданиях. Упражнения по математике, обучению грамоте, белорусскому языку и предмету «Человек и мир» подобраны интересные, познавательные и посильные для учеников младшей школы. Даже фамилии детей выбраны не случайно. Здесь есть Пашин, Пыжиков и Чайко — это позволит закрепить правила, пройденные в 1 классе (жи-ши пишется с буквой и, ча-ща пишется с буквой а). Вместе с ними в путешествие отправились Синичкина (правописание чк-чн) и Чиж (правописание согласных на конце слова). Ничего, что эти темы будут изучаться только во 2 классе, ведь зрительная память работает на опережение. Тем более что детям предлагается не выбрать правильное написание, а только лишний раз увидеть, как слова пишутся. В другом задании нужно определить, какую букву — строчную или прописную — необходимо поставить в названиях мест, которые дети успеют посетить: (М,м)ир, (О,о)зеро (С,с)витязь, (Ж,ж)ировичи, (Р,р)ужаны, (З,з)ельва, (В,в)олковыск. Чем чаще школьники будут задумываться над такими вопросами, тем прочнее будут их знания.

Во время путешествия внимание уделяется и математике — повторению и закреплению тем, пройденных на уроках в 1 классе. В разных ситуациях дети решают задачи и примеры. Скажем, как определить, с кем в машине поедет попугай Гоша, которого тоже взяли в поездку? Для этого нужно решить задачу, предложенную родителями: «Во время игры в морской бой Егор потопил 4 корабля. На игровом поле осталось 8 вражеских кораблей. Сколько вражеских кораблей было на игровом поле в начале игры?» Кто первый справится с задачей, тот и заберет клетку с Гошей.

Разобраться с пространственными представлениями не так просто, как кажется на первый взгляд. Если с понятиями «слева», «справа», «сверху», «снизу» у детей вопросов обычно не возникает, то зеркальное представление дается им не сразу. После проработки этой темы в тетрадях первоклассники (и даже дошкольники!) правильно отвечают на подобные вопросы. Увидев в одном из пунктов путешествия — в Ружанах — статую Святой Анны, дети заспорили, в какую сторону указывает фигура: в левую или в правую. Здесь нужно подумать, как стать, чтобы прийти к правильному ответу. Такого нет в программе 1 класса, но почему бы не разобраться в этом вопросе?

Белорусский язык тоже не оставлен без внимания. Первоклассники стараются понять особенности языка, подбирают рифмы к словам («жарты — парты», «дапамога — падлога»), а также отгадывают загадки: «Ні рук, ні ног не мае, а яблыкі страсае».

Знакомясь с природой Беларуси, ребята повторяют пройденное по предмету «Человек и мир». Например, спорят о том, кто такие муравьи — насекомые или животные (или, возможно, и то, и другое?). Так дети могут закрепить изученное и познакомиться с материалом, который не входит в учебники для 1 класса.

В тетради «Летнее путешествие в 3 класс. Задания для повторения» ребята отправляются к бабушке с дедушкой в деревню. Это пособие также подает материал в игровой форме. Дети включаются в процесс легко и с интересом, при этом чтение присутствует во всех заданиях и ситуациях. Игра увлекает, без нее лето не лето, с ней можно вместе с героями рассказа незаметно выполнять задания по всем предметам. Например, бабушка будет не только баловать внуков вкусными блюдами, но и учить их «роднай мове». Как по-белорусски будет «вилка»? А «ложка»? Как перевести на русский язык слово «патэльня»? А каким является мягкий знак в этом слове — смягчающим или разделительным? Не забывает бабушка и о математике, привлекая внуков к готовке и спрашивая, сколько для салата нужно луковиц, огурцов и помидоров, если «цыбулін трэба ў тры разы менш за 6, агуркоў у два разы больш за 4, а памідораў столькі, колькі цыбулі і агуркоў разам узятых».

А чтобы процесс повторения проходил еще веселее, детям предлагаются также ребусы, необычные кроссворды и другие занимательные задания.

Автор убеждена, что именно в игре усвоение и закрепление пройденного является самым прочным. А поскольку весь материал тетрадей изложен в игровой форме, то к новому учебному году дети не только не забудут изученное ранее, но и приобретут новые знания из разных областей.

Желаем отличного летнего отдыха и успешных занятий по тетрадям. Надеемся, каникулы будут интересными и полезными!

up
Вход