Проверяем и оцениваем знания младших школьников по русскому и белорусскому языкам

Как организовать проверку и оценку знаний младших школьников, чтобы помочь им лучше усвоить материал? Как при проверке учесть индивидуальные особенности и способности каждого учащегося? Такие вопросы волнуют многих педагогов. Поэтому важно, чтобы материалы и пособия, используемые на уроке, позволяли учителю решить эти задачи. Тетради «Русский язык без ошибок» и «Беларуская мова без памылак» для начальной школы помогут проверить знания, умения и навыки учащихся с разным уровнем подготовки. Об особенностях этих пособий рассказала их автор Валентина Яновна Пархута, педагог высшей квалификационной категории, обладатель Грамоты Министерства образования Республики Беларусь.

#BOOK_1##BOOK_2##BOOK_3#
#BOOK_4##BOOK_5#

• В чем особенность пособий?

Пособия содержат художественные произведения, отрывки из текстов классиков детской литературы и современных авторов. Занимаясь по лучшим образцам письменной речи, ребята будут с интересом и вовлеченностью изучать русский и белорусский языки.

Некоторые задания пособий моделируют реальные жизненные ситуации. Упражнения на составление алгоритмов действий, заполнение таблиц, работу со схемами, использование толкового словаря помогут школьникам освоить универсальные учебные действия.

• Как построены пособия?

Тетради полностью соответствуют учебным программам по русскому и белорусскому языкам, материал дается по урокам согласно календарно-тематическому планированию. Каждая тема делится на два блока: «Проверяю себя» и «Работаю над ошибками». Блок «Проверяю себя» – это три задания. Первое помогает увидеть, как учащиеся усвоили материал на уровне понимания («Я знаю»). Второе проверяет умение применять знания в знакомой, стандартной ситуации («Я умею»). Третье направлено на использование полученных знаний для решения новой задачи («Я могу»). Ребята, которые без ошибок справились с предложенными упражнениями, могут перейти к «Заданию для умников и умниц». Оно потребует применения знаний в нестандартных ситуациях. Такое деление на уровни поможет учителю увидеть реальную степень усвоения материала и подойти к каждому учащемуся индивидуально, в зависимости от его способностей. Педагог также может использовать творческие и занимательные «Задания для умников и умниц» для работы с высокомотивированными детьми – ему не придется тратить время на поиск и подготовку таких заданий.

После работы с блоком «Проверяю себя» учащиеся должны провести самооценку, сверяясь с правильными ответами:

ответы к «Русский язык без ошибок. 2 класс»,
ответы к «Русский язык без ошибок. 3 класс»,
ответы к «Русский язык без ошибок. 4 класс»,
ответы к «Беларуская мова без памылак. 2 клас»,
ответы к «Беларуская мова без памылак. 3 клас».

Отметки не выставляются – проверка строится на содержательно-оценочной основе. Каждое задание оценивается условными знаками: «+» (всё правильно), «+/-» (есть ошибки), «-» (много ошибок). Самооценка помогает каждому школьнику ответить на вопрос «Чему я научился?» и увидеть, над какими моментами еще нужно поработать.

Блок «Работаю над ошибками» позволяет устранить пробелы в знаниях и умениях. В нем также содержатся три задания, каждое из которых соответствует такому же по номеру заданию блока «Проверяю себя». Школьники, допустившие ошибки, могут выполнить аналогичное задание правильно и доказать самим себе, что они усвоили материал урока.

Для проверки блока «Работаю над ошибками» учитель может предложить учащимся, которые выполняли одинаковые по номеру задания, объединиться в группы, обсудить между собой правильность выполнения и только потом посмотреть ответы. В конце урока есть строки для самооценки, взаимооценки и оценки учителя. Важно помнить: при работе с пособием приоритет нужно отдавать самооценке, а взаимооценку и оценку учителем можно проводить только после нее. Так ребенок увидит, что любая учебная работа выполняется в первую очередь для него самого, а не для одноклассников или учителя.

• На каких этапах урока можно использовать материал пособий?

При планировании занятия важно правильно поставить цель. Для этого нужно определить, какие знания, умения и навыки должны сформироваться у учеников к концу урока. Благодаря формулировке условий заданий от 1-го лица – «Я знаю…», «Я умею…», «Я могу…» – дети научатся самостоятельно ставить цели на занятии и будут понимать, к чему они должны прийти. Так реализуется один из важнейших элементов урока – целеполагание.

Задания блока «Проверяю себя» лучше использовать на этапе контроля и оценки, а блока «Работаю над ошибками» – на этапе коррекции знаний и умений школьников. Часто учитель ограничен во времени на уроке, и в таком случае задания блока «Работаю над ошибками» можно предложить детям в качестве домашней работы.

Во время подведения итогов занятия учитель предлагает классу вернуться к поставленным целям. Дети должны для себя ответить на вопросы «Чему я научился на уроке?», «Насколько хорошо я усвоил материал?», «Над чем мне нужно поработать усерднее?». Так пособия станут помощниками учителя на всех этапах урока: от постановки целей до рефлексии.

• Могут ли родители использовать пособия для занятий с детьми?

Тетради будут полезны и родителям. Можно предложить задания из пособий ребенку, чтобы проверить, насколько хорошо он усвоил ту или иную тему; чтобы проработать с ним вопросы, вызывающие особые трудности; чтобы закрепить знания и умения, избежать ошибок в будущем.

Таким образом, пособия помогут как учителю – в планировании и проведении уроков, так и детям – в усвоении и закреплении учебного материала. Учите и учитесь русскому и белорусскому языкам и совершайте как можно меньше ошибок на этом пути!