Уроки музыки в начальной школе: как приобщать детей к прекрасному

Каждый учитель музыки согласится, что одна из наиважнейших задач уроков по этому предмету – приобщить детей к художественной культуре и сформировать у них потребность в общении с прекрасным. Достигнуть этой цели можно многими путями, но самый эффективный из них – непосредственное включение учеников в художественную деятельность. Это означает, что главными действующими лицами на уроке должны быть сами дети. Учитель же выступает в роли проводника в мир искусства.

Как же организовать учебный процесс так, чтобы каждый ребенок мог гарантированно обогащать свой художественный опыт на уроке? Ведь не стоит забывать о том, что класс состоит из нескольких десятков учеников, а учитель – всего один. Для этого нужно соблюдать некоторые ключевые условия. Такого мнения придерживается Мария Борисовна Горбунова, кандидат педагогических наук, автор пособий по музыке, изданных в «Аверсэв».

Первое условие – включение в сценарий уроков музыки самых разных видов художественной деятельности. Согласно учебной программе к ним относятся слушание, хоровое и ансамблевое пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, театрализация, свободное дирижирование, ритмодекламация, мелодекламация и другие. Такое многообразие заложено учебными пособиями по музыке. Реализовать и обогатить эти виды учебной деятельности на практике помогают рабочие тетради и планы-конспекты уроков. В них даются различные варианты организации игры на инструментах, хореографической деятельности, проведения музыкальных викторин и т. д.

#BOOK_1##BOOK_2##BOOK_3##BOOK_4#
#BOOK_5##BOOK_6##BOOK_7##BOOK_8#

Второе условие – формирование у детей установки выполнять любые художественные действия эстетично. Это значит красиво, выразительно, эмоционально. С одной стороны, выполнить это условие помогают вопросы для проведения рефлексии – они представлены в планах-конспектах в конце каждого урока. С другой стороны, учитель может сориентировать детей на грамотное и выразительное исполнение при помощи наборов критериев оценки, используемых в рабочих тетрадях. Например, уже с первого класса ребята приучаются через задания рабочей тетради наблюдать за собственным пением, а затем оценивать его по критериям «прямая спина», «округлый рот», «красивый звук» и т. д.

Третье условие – включение в любой вид художественно-творческой деятельности на уроке всего класса. Что это означает? Вне зависимости от того, какая работа организуется на определенном этапе занятия – пение, игра на музыкальных инструментах, свободное дирижирование или что-то другое, – учитель должен предусмотреть одновременное присоединение к процессу всего класса. Если перед школьниками стоит задача исполнить музыкально-ритмическое сопровождение к песне, а инструментов в классе не хватает, часть детей может исполнить партии на музыкальных инструментах (бубнах, ложках, треугольнике и т. д.), а часть – звучащими жестами (хлопками, щелчками, притопами). Если ученики имитируют игру оркестра, то часть класса может исполнять роль дирижера, а остальная часть может быть разделена на партии, чтобы изображать игру на струнных, духовых и ударных инструментах. Если же на урок запланирована хореографическая деятельность, то педагогу нужно заранее проанализировать возможности помещения, чтобы весь класс мог включиться в работу. Для исполнения простейших движений можно использовать пространство между рядами, возле доски, в конце класса либо провести урок в помещении актового зала. Оценить качество выполнения работы, в которую включаются ребята, помогут задания по самооценке, представленные в рабочих тетрадях.

Четвертое условие, которое поможет обогатить опыт художественной деятельности, – это широкая эмоциональная палитра музыкальных занятий. В планах-конспектах раскрывается важность слушания и исполнения музыкальных произведений самого разного содержания и эмоциональной окраски. Вместе с музыкой дети учатся не только радоваться и веселиться, но и грустить, сочувствовать, сопереживать. Выполняя задания в рабочих тетрадях, школьники приобретают опыт определения чувств и состояний, передаваемых музыкой, учатся выражать различные настроения через собственные речевые и музыкальные интонации.

Уроки музыки в начальной школе: как приобщать детей к прекрасному

Дети могут постоянно возвращаться к уже пройденным произведениям – тем, которые им полюбились и стали узнаваемыми. И в этом тоже проявляется эмоциональная составляющая музыкальных занятий. Идея создания копилки любимых произведений нашла отражение в планах-конспектах и в заданиях рабочих тетрадей. Например, ребятам предлагается вспомнить и исполнить любимые песни, составить программу концерта, нарисовать музыкальную афишу.

Хотя система работы на уроках музыки предусматривает проведение в конце занятия оценки на словесно-содержательной основе, все же приоритет должен оставаться за эмоциональной составляющей. Это важно для художественного и духовного развития детей. Если в конце урока благодаря слушанию, исполнению или сочинению музыкальных произведений школьники достигли высокого эмоционального подъема, то не стоит «приглушать» его вербальной оценкой. То, что дети находятся под впечатлением от музыки, – более значимый и ценный результат урока, чем оценка образовательных результатов. Эта установка является одной из основных и при раскрытии методических рекомендаций в планах-конспектах.

Пусть ваши уроки музыки помогают ученикам развиваться художественно и эмоционально!